Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников.
Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных контрольно-оценочных технологий и средств обучения. Для успешного овладения субъектом иностранным языком, важно понимать, что каждый язык включает в себя три важных компонента: фонетика, грамматика и лексика.
Не обладая достаточными знаниями в области лексики и грамматики невозможно выучить иностранный язык и грамотно пользоваться речью на том уровне, который регламентирован требованием ФГОС на каждом образовательном этапе. Контрольно-оценочные, в том числе, тестовые технологии и приёмы позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса. Если человек хорошо владеет иностранным языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др. Английский язык, к примеру, является общепризнанным языком международного общения, грамматика которого имеет свое своеобразие.
Иностранный язык – это один из тех общеобразовательных учебных предметов, который может внести свой весомый вклад в этот процесс, поскольку он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Задача учителя состоит в том, чтобы создать соответствующие дидактические условия, способствующие когнитивному развитию. Для этого необходимо обеспечить соответствующий уровень владения лексико-грамматическими навыками.
В учебно-воспитательном процессе процедуре контроля всегда отводится важная роль. Чтобы педагог мог убедиться в качественном освоении полученных на уроках школьниками знаний, умений и навыков, он использует текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Они все взаимосвязаны между собой и позволяют определить динамику освоения субъектом образования необходимого учебного материала по дисциплинам.
Наиболее подходящим видом контроля, как в процессе освоения знаний, так и по окончании изучения учебной темы, является педагогическое тестирование. Многолетняя практика использования педагогических учебных тестов показала необходимость использования тестов в ходе комплексного контроля и диагностики уровня обученности субъектов образования.
Практика показывает, что наиболее успешно и целесообразно при этом использовать различные тесты и тестовые композиции. Противоречие заключается в необходимости использования тестов для контроля и оценивания сформированности лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка и их недостаточным методическим обеспечением в условиях личностно ориентированного и деятельностного подходов. Проблема исследования заключается в необходимости использования различных композиций тестовых заданий по иностранному языку и их недостаточной разработанностью.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость тестирования как средство оценивания формирования лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка.
Объект исследования: процесс формирования лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка.
Предмет исследования: метод тестирования как средство оценивания сформированности лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка.
Задачи:
1. Провести анализ понятия лексико-грамматические навыки и их формирование в условиях ФГОС.
2. Изучить особенности формирования лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка.
3. Рассмотреть тестирование как средство оценивания навыков и умений при обучении иностранному языку.
4. Предложить методические рекомендации по оценке лексико-грамматических навыков при использовании тестов при обучении иностранному языку.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данных дидактических материалов учителями иностранного языка, студентами педагогических вузов и колледжей.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка
1.1. Анализ понятия лексико-грамматические навыки и их формирование в условиях ФГОС
Цели и задачи обучения лексике и грамматике на уроках английского языка играют большую роль на каждом этапе обучения, начиная с младшей школы.
Под лексико-грамматическими навыками понимают владение комплексом навыков в области лексики и грамматики изучаемого языка и правил оперирования ими в процессе общения со всеми участниками процесса. Лексико-грамматические навыки характеризуются следующими чертами и особенностями:
-репродуктивность и воспроизводимость;
-устойчивость;
-автоматизированность;
-самостоятельность воспроизведения.
В условиях требований ФГОС на каждом этапе обучения, на первое место при обучении иностранному языку выдвигают коммуникативный метод. Он включает в себя работу над формой речи, и совершенствующую ее содержательную сторону. При работе с учениками большое внимание в этом процессе уделяется их учебной мотивации.
У школьников всегда есть большая потребность в усвоении нового знания. Учителю важно не пропустить этот момент и всегда поддержать мотивированность детей на высоком уровне. Необходимо отметить высокую степень заинтересованности учеников в изучении нового предмета именно на начальном этапе [25].
Английский язык – это язык аналитический. В нем нет большого разнообразия окончаний, суффиксов и др. В нём очень важен порядок слов в предложении. Здесь мы видим важность знания грамматики английского языка. Грамматическое значение слова выражается отдельно. К примеру, в английском языке важная роль отводится таким частям речи, как предлоги, союзы, артикли, вспомогательные глаголы и другие служебные части речи.
Порядок слов в английском предложении и общая интонация всего высказывания ориентирует детей. В английском языке основная роль в предложении отводится глаголу (сказуемому). При переводе детьми предложений нужно смотреть на форму сказуемого (время, в котором оно употреблено). Именно от этого зависит весь смысл предложения (текста).
Как правило, школьники всегда понимают, что именно от них требуется. Проблемы здесь могут возникнуть лишь в том случае, если изучению грамматики будет уделено недостаточное внимание. Очень важно, чтобы ученики в достаточной степени формировали навык общения друг с другом.
Также, очень важно правильно переводить тексты с различными грамматическими структурами. К примеру, младшие школьники еще не владеют в достаточной мере грамматикой даже русского языка. Это есть одна из причин возникновения трудностей при знакомстве с английской грамматической системой. Учителю нужно сначала объяснить правила и особенности грамматики родного языка, а уже затем иностранного [2].
Ещё одну причину возникновения трудностей при изучении иностранного языка можно обозначить как перенос особенностей родного языка на иностранный. Школьники по инерции переводят английские смысловые единицы на русский язык. Они пытаются мыслить на родном языке, где все понятно и знакомо. В английском языке строго фиксированный порядок слов в предложении. При обучении английскому языку ученикам можно дать следующую схему построения английского предложения:
1. Подлежащее (кто? что?).
2. Сказуемое (что делать?).
3. Определение (какой?).
4. Дополнение (что? кем? чем?).
5. Обстоятельство (где? когда?).
Школьникам важно разъяснить, что английское предложение никогда не обходится без сказуемого. В соответствии с требованиями ФГОС грамматический минимум, установленный для начальной, основной и старшей школы, достаточно велик. От школьника требуется высокий уровень сформированности и развития, в том числе, словесно-логического и понятийного мышления, которого, как правила, в начале процесса обучения не наблюдается.
Учителю, при обучении лексике и грамматике английского языка важно объяснять новый материал с опорой на наглядно-образное мышление учеников, их воображение и способность к подражанию. Наиболее целесообразно это реализовывать через интенсификацию различных игровых форм и методик в обучении английскому языку. Это способствует познавательной активности и учебной мотивации школьников [10].
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на каждой образовательной ступени, активизация познавательной деятельности школьников приобрела особую актуальность. Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом ученик должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии.
В традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора. В условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Педагоги при этом, не всегда учитывают возрастные особенности учеников и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на уроках и др. Современная школа испытывает достаточно большую потребность в расширении дидактических и методических материалов в области реализации игровых образовательных технологий с целью интенсификации учебного процесса при изучении английского языка. При этом, именно инновационные образовательные технологии позволяют активизировать познавательную деятельность школьников.
О значении, к примеру, игровых приемов в обучении иностранному языку говорили известные методисты, такие как Е.И. Пассов, М.Н. Скаткин и др. М.Н. Скаткин указывал, что важно осознавать, каким именно дидактическим и диагностическим задачам должна способствовать игра, и на развитие каких психических процессов у школьников она рассчитана [7].
Игра – это специально организованная деятельность, которая требует напряжения умственных и эмоциональных сил каждого участника. Игра предполагает принятие субъектом решения – как поступить, что сказать, как
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесов, В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний / В.С. Аванесов. – М.: Просвещение, 2014. – 203 с.
2. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., переработанное и расширенное. М.: «Центр тестирования», 2015 г., 156 с. - URL: http://chilingarov.viperson.ru/uploads/attachment/file/951076/Аванесов_В.С._Форма_тестовых_заданий_.pdf (дата обращения: 01.11.2024).
3. Аверкина, Г.В. Контроль на уроках химии как один из методов повышения знаний в рамках развивающего обучения / Г.В. Аверкина. – М.: Альфа, 2016. – 210 с.
4. Алексеева, А.А. К истории развития тестирования: от психологии к лингводидактике / А.А. Алексеева. – М: Изд-во МГУ, 2010. – 198 с.
5. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С. 299-303.
6. Ариян, М.А. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в новых образовательных условиях // Преподаватель ХХI век. 2019. № 1-1. С. 41–54. https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-uchitelya-inostrannogo-yazyka-v-novyh-obrazovatelnyh-usloviyah/viewer (дата обращения: 01.11.2024).
7. Борщевская, А.К. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования / А.К. Борщевская. - Наука и школа. - 2021. - № 1. - С. 199-208.
8. Бочкин, А.И. О надёжности оценки доли знаний методом тестов с выбором варианта ответа/А.И. Бочкин //Информатика и образование. – 2012. – №12. – С.55-60.
9. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 01.11.2024).
10. Ваганова, О.И. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса / О.И. Ваганова, М.П. Прохорова, К.А. Максимова // Карельский научный журнал. – 2019. – Т. 8. №2 (27). – С. 11–14.
11. Всероссийская педагогическая конференция «Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС» — 2024: материалы Всероссийской педагогической конференции. Том 3. – Екатеринбург: Высшая школа делового администрирования, 2024. – 116 с.
12. Гнатышина, Е.В. Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования / Е.В. Гнатышина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2019. - № 2 (39). - С. 47–52.
13. Гордеева, Е.В. Цифровизация образования / Е.В. Гордеева, А.С. Жажоян, Ш.Г. Мурадян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-vobrazovanii/viewer (дата обращения: 01.11.2024).
14. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 01.11.2024).
15. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 01.11.2024).
16. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52.
17. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 01.11.2024).
18. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 12.06.2024).
19. Куксо, Е.Н. Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе / Е.Н. Куксо // М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь» (Библиотека журнала «Директор школы»). – 2020, - 192 с.
20. Лазебникова А.Ю. Типовые тестовые задания ФИПИ. – М.: Экзамен, 2018. – 151 с.
21. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 01.11.2024).
22. Национальная программа "Цифровая экономика Российской
Федерации" (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.07.2017 No 1632-р) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 01.11.2024).
23. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 01.11.2024).
24. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 01.11.2024).
25. Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей. - URL: http://www.it-n.ru (дата обращения: 01.11.2024).
26. Сайт Федерального института педагогических измерений. Открытый банк заданий. - URL:http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 01.11.2024).